Компетентностный подход в образовании, регламентируемый новыми стандартами, определяет становление новой модели учителя, обладающего профессиональной компетентностью. По мнению А. В. Хуторского компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. О. Е. Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности». Под профессиональной компетентностью педагога В. А. Сластёнин понимает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм». Э. Ф. Зеер характеризует профессиональную компетентность, «как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности». А. А. Деркач считает, «что профессиональная компетентность заключается в системном единстве специальных и психолого - акмеологических знаний, опыта, свойств и личностных качеств будущих специалистов, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и целенаправленно организовывать процессы профессионального общения, предполагающие личностное развитие и совершенствование профессиональной деятельности педагога».
При анализе данных понятий, можно сделать вывод, что профессиональная компетентность будущего учителя – это системное единство профессиональных знаний, умений, опыта, личностных свойств и качеств, умение организовать свою деятельность, поиск решений, совершенствование профессионализма и владение соответствующими своей предметной области компетенциями.
Профессиональная деятельность учителя музыки проходит в тесной взаимосвязи сфер искусства, образования и культуры, что обуславливается спецификой музыкального образования. В этой связи становление и развитие профессиональной компетентности будущего учителя музыки напрямую зависят от наличия соответствующих его предметной области знаний, умений, опыта и владения соответствующими компетенциями.
В образовательном стандарте, наряду с другими компетенциями, прописаны профессиональные компетенции учителя музыки, анализируя которые, можно сделать вывод, что деятельность учителя музыки связана с освоением большого количества специфичной информации музыкального характера. В государственной стандарт введены дисциплины «информатика» и «музыкальная информатика» для освоения учителем музыки принципов, методов и способов передачи, хранения и обработки информации.
На фоне стремительного развития информационных технологий в образовании, для развития профессиональной компетентности учителя музыки, помимо данных дисциплин, в учебный план подготовки учителя музыки необходимо вводить дисциплины и факультативы по изучению новых, современных, развивающихся музыкально – информационных технологий.
В широком смысле к музыкально-информационным технологиям и ресурсам можно отнести любые информационные технологии и ресурсы, организованные для достижения целей музыкального образования. Музыкально – информационные технологии – это комплекс средств и методов, заключающийся в интеграции музыкального образования и компьютерных технологий. Стремительное развитие электромузыкального оборудования обязывает учителя музыки, помимо игры на традиционных инструментах, обучаться так же игре на электромузыкальных инструментах, изучать особенности их работы, возможности применения в педагогическом процессе. К электромузыкальному оборудованию можно отнести периферийные устройства по работе с музыкальной информацией, таких как микшеры, микрофоны, различного рода преобразователи звука, усилители, акустические системы и др.
Таким образом, музыкально-информационные технологии объединяют в себе знания музыкальных теоретических и практических дисциплин, умения работать с компьютером, изучение электромузыкальных инструментов и электромузыкального оборудования, знания психолого-педагогических дисциплин.
Современный учитель музыки должен уметь самостоятельно решать множество профессиональных задач:
а) грамотно оформлять нотный учебный материал, при необходимости мгновенно подвергать его обработке (ноты концертмейстера, адаптация тональности, создать упрощённый вариант для учащихся, аранжировка, упражнения, и др.);
б) уметь применять музыкально – информационные технологии во время проведения учебной деятельности;
в) быстро и грамотно обрабатывать любой музыкальный материал (смена тональности, скорости, извлечь отрезок, изменить формат и др.);
г) интегрировать музыкальную информацию в видео, при необходимости заменять её;
д) создавать новую музыкальную информацию, если этого требует учебный процесс (фонограмма, коллаж, эффекты);
е) создавать и применять любой вид мультимедиа;
ж) грамотно систематизировать и хранить информацию музыкального характера;
з) в полной мере использовать ресурсы Интернет (отправка информации родителям и ученикам, поиск информации, публикации, просмотр видео и прослушивание аудио в режиме online, если этого требует учебный процесс);
Для решения вышеперечисленных задач учителю музыки необходимо: знать основы работы с ключевыми музыкально-информационными технологиями; мгновенно ориентироваться в пространстве постоянно развивающихся и обновляющихся музыкально-информационных технологий, самостоятельно уметь изучить их новые возможности; уметь создавать учебно-методический материал с применением данных технологий и применять музыкально-информационные технологии в учебном процессе для эффективности учебной деятельности.
Будущий учитель должен осознавать, что музыкально – информационные технологии, это не просто программы по хранению, передаче и обработке информации музыкального характера, а что это обширная область знаний, интегрирующая в себе элементарную теорию музыки, сольфеджио, ансамбль, оркестр, вокальное искусство, аранжировку, чтение оркестровых партитур, инструментовку и возможности современных компьютерных технологий.
Таким образом, владение новыми технологиями и современными музыкальными инструментами, позволит будущему учителю музыки совершенствовать свою профессиональную компетентность.
Литература:
1. Абдулгалимов Г. Л., Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании, 2009, № 5
2. Деркач А. А. Акмеологическая система руководства качеством непрерывного образования кадров управления. М., 2007.
3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004, №5.
4. Русу М. М. Явление музыкально-информационных технологий в историко-терминологическом аспекте / М. // Молодой ученый. — 2009. — №12.
5. Сластенин, В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании. – 1994. - №9.
6. ФГОС ВПО по направлению 073100 «Музыкально-инструментальное искусство» от 6 апреля 2010, №1464.
|